Музыкальный инструмент будущего
Правда ли,
что физик-изобретатель сконструировал музыкальный инструмент? Терменвокс
— что это?
Один из первых в мире подобных аппаратов был сконструирован русским физиком-изобретателем
и музыкантом Львом Терменом.
Что примечательно для музея истории СПбПУ, произошло это в лаборатории Политехнического университета.
Здесь же необычную конструкцию, состоящую из ящика и двух антенн и неведомым образом синтезирующую звук, впервые показали широкой аудитории.
История электронных инструментов, широко используемых в современных музыкальных направлениях, берет свое начало еще в первой трети XX столетия.
Узнай, что говорил сам
Лев Термен о работе
в лаборатории
Инструмент, ставший мировой сенсацией, по фамилии создателя стали именовать терменвоксом, хотя изначально свое «детище» изобретатель назвал «этероном» («звуки из воздуха, эфира»).



В действительности,
Лев Термен не создавал музыкальный инструмент - в одной из физических лабораторий Политеха он экспериментировал с электромагнитным полем, изобретая сигнализацию по принципу звуковой реакции на движение.
Заметив в конструкции, отдаленно напоминающей вольтметр, потенциал музыкального инструмента, изобретатель превратил установку для исследования диэлектрической постоянной газов в прибор для извлечения звука.
Процесс создания конструкции оказывается чуть ли более загадочным, чем принцип ее работы.
Что говорил сам изобретатель о процессе создания?
1920 г.
Л. Терменом определена дата создания терменвокса
Утверждение основного принципа работы нового инструмента
Терменвокс представлен на Всесоюзном съезде в Политехническом музее в Москве
1921 г.
Успешные демонстрации терменвокса на территории Советской России
Презентация терменвокса на Международной музыкальной выставке в Германии
1924-1927 гг.
Выступления Льва Термена в Англии, Франции и США
«Космический»
музыкальный инструмент
Хотите прочитать полную версию истории музыкального инструмента?
 Код на музыку.txt Код на музыку.txt. На экране.
1927 г.
Сольную карьеру начинает

Первый серийный выпуск терменвоксов
1929 г.
В профсоюзе музыкантов — около 400 терменвоксистов
Лев Термен возобновляет концертную и просветительскую деятельность в СССР, функционирует студия терменвокса Льва Термена (вплоть до начала 90-х)
1940-е гг.
Константин Ковальский
первый профессиональный исполнитель на терменвоксе, автор собственной модификации и техники игры на этом музыкальном инструменте
1950 г.
Муг основывает компанию
«R. A. Moog Co», занимающейся продажей терменвоксов в виде конструктора «сделай сам»
1953 г.
1980 г.
В Москве открывается школа терменвокса «системы Ковальского»

1989-1993 гг.
Лев Термен и Наталья Термен представляют новые модели терменвокса во Франции, Литве, Голландии, США.
Первый слет терменвокс-энтузиастов в Портленде
1997 г.
В Москве начинает работу первый сайт посвященный терменвоксу — Theremin Times

2010 г.
2011 г.
В Москве открывается
Студия терменвокса и просветительский проект посвященный терменвоксу
( более 300 лекций за 3 года деятельности)

_
В России проходит первый фестиваль
терменвокс-культуры «Терменология»
сегодня
2011 г.
Открывается Московская Школа Терменвокса
Создаются сообщества терменвоксистов проводятся просветительские мероприятия, устраиваются концертные программы, празднуется 100-летие
с момента создания инструмента
Музыка
из воздуха,
или как работает терменвокс?

Схема терменвокса
Кажется, будто бы оно извлекается из воздуха — легким движением руки музыканта на свет появляется классическое произведение или современная звуковая дорожка.
Руководитель
Физико-технического института А.Ф. Иоффе, впервые услышав звучание терменвокса, воскликнул:
Казалось, поет само электричество, чистое и простое, без ударов и трений, так называемый, свободный голос электронов.
Для случайного зрителя инструмент выглядит, действительно, неожиданно: он не имеет ни струн, ни клавиш, ни других механических управляющих элементов.
«Так это жалобная песня электронного Орфея!»
«Термен играет глюка
на Вольтметре!»
Мелодия создавалась разнообразными движениями руки возле металлической «антенны»,
выступающей из небольшого шкафчика. Сотрудники Физико-технического института, в котором в то время работал Л. Термен, посмеивались:
В чем же особенности новой музыкальной конструкции?
Терменвокс стал единственным инструментом, на котором можно было играть без прикосновения, перемещая руки в электромагнитном поле специальных антенн, а также первым в мире концертным электромузыкальным инструментом.
Новый прибор мог похвастаться тремя-четырьмя октавами - диапазон виолончели; самые же высокие ноты напоминали звуки скрипки или голос сопрано.
Знакомство слушателей с новой конструкцией вызывало напряженный интерес и оживленный обмен впечатлениями. Исполнитель играл стоя, музыка рождалась прямо из воздуха, повинуясь пассам рук исполнителя. Изменение высоты звука достигалось путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управлялась за счет приближения другой руки к левой антенне.
Без долгих тренировок играть на терменвоксе безошибочно было практически невозможно, остается невозможным и в настоящее время, ведь у инструмента отсутствуют всяческие физические ориентиры - музыканту не получится сослаться на некачественные струны ил вышедшие из строя клавиши - полагаться приходится лишь на собственный слух и мышечную память.
Несмотря на то, что Термен создал абсолютно новые футуристические технологии искусства,новые футуристические технологии искусства, он почти не вовлекался ни в какие экспериментальные музыкальные проекты, исполняя только традиционный классический репертуар. Тем не менее, его инновационное музыкальное изобретение привело к рождению множества новых концепций и эстетик.
Всевозможные формы мультимедиа, интерактивность, science-art, биологические обратные связи, — это только некоторые популярные сегодня темы и жанры, прямо или косвенно связанные с идеями и изобретениями Льва Термена.
Киноискусство
и мультипликация,
конечно же, не являются исключениями!
Интересно узнать, откуда взяты
эти кадры?
Музыка в кино,
или новые футуристические технологии искусства…
  • Х/ф «Одна» (реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, музыка - Дмитрий Шостакович), 1931 г.
  • Документальный фильм «Комсомол - шеф электрификации» (реж. Эсфирь Шуб, музыка - Гавриил Попов), 1932 г.
  • Х/ф «Василиса Прекрасная» (реж. Александр Роу, музыка - Леонид Половинкин), 1939 г.
  • Х/ф «Завороженный» (реж. : Альфред Хичкок, музыка - Миклош Рожа, Одри Гранивиль ’Дэнни’), 1945 г.
  • Заставка первых сезонов «Доктор Кто» (авторы - Сидни Ньюман, С. Э. Уэббер, Дональд Уилсон, музыка - Роном Грейнером), с 1963 г.
  • Мультфильм «Розовая пантера» (создатели - Дэвид Х. Де Пати, Фриз Фрелен, музыка - Генри Манчини, Даг Гудвин, Уолтер Грин), 1964-1980 гг.
  • Х/ф «Большое космическое путешествие» (реж. Валентин Селиванов, музыка - Алексей Рыбников), 1974 г.
  • Мультфильм «Ледниковый период» (реж. Крис Уэдж, музыка - Дэвид Ньюман), 2002-2022 гг.
  • Телесериал «Теория Большого взрыва» (реж. Марк Сендроуски), 2007-2019 гг.
  • Мультфильм «Миньоны» (реж. Пьер Коффин, Кайл Балда, музыка - Эйтор Перейра), 2015 г.
  • Мультфильм «Шрэк» (реж. Эндрю Адамсон, Вики Дженсон, музыка - Гарри Грегсон-Уильямс, Джон Пауэлл), 2001 - 2011 гг.
  • Мультфильм «Губка Боб Квадратные Штаны» ( создатель - Стивен Хилленберг, музыка - Николас Карр, Сэйдж Гайтон, Джереми Уэйкфилд и пр.), 1999 - 2020 гг.
Терменвокс — музыкальный инструмент будущего
Создание терменвокса позволило исполнителям избавиться от затраты механической работы для звукоизвлечения и дало возможность направления сил исполнителя на управление звуковым материалом, его многочисленными параметрами.
Помимо эффекта достижения звуковых эффектов и выражения тончайших музыкальных оттенков положением рук исполнителя Лев Термен открыл и другой принцип.
В какой-то мере, он был еще и новатором-хореографом: Термен создал устройство, в котором частота и амплитуда звука определялись изменением положения всего тела танцора.
Этот принцип стал основой работы инструмента, позволяющего танцору сочетать пластику тела с музыкой и светом -
Действие подобной конструкции производило невообразимый эффект на публику, сравнимый с показом космического пространства, тогда еще неведомого человечеству.
Визуальный индикатор нот, панель с лампами, окрашенными в разные цвета, загорающимися в такт звукам, генерируемым движениям танцора, дополняли музыкально-пластическое представление и буквально гипнотизировало зрителей.
ТЕРПСИТОНА
Услышать прошлое
Что вспоминал о такой музыке виртуоз К. Ковальский?
Искусство будущего или космическое искусство?
стоп

Их сложно составность, необычность и, в какой-то мере, неудобство и непонимание широкими массами объясняются концепцией Gesamtkunstwerk, определенной в немецкой философии еще в эпоху романтизма. С немецкого языка это понятие можно перевести как «совокупное произведение искусства», таким произведением инженерной и художественной мысли было и изобретение советского инженера и музыканта Льва Термена.
Очевидно, что электронная музыка, телевидение, светомузыка, экзотическая хореография «терпситона», «телеосязание» - все, чем занимался Лев Термен как художник, отягощенный знаниями инженера, - относится к «искусству будущего», «космическому искусству».
Что общего у конструкции терменвокса с охранными системами и подслушивающими устройствами?
Интересно, что наблюдение возможности управления частотой биений гетеродина,
ГЕНЕРАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ,
с помощью собственного тела, использованное при создании терменвокса, привело к созданию технологии, ставшей ключевой в целом ряде последующих изобретений и разработок Льва Термена.
Охранная система «Радиосторож»
Эндовибратор
Установки электрического дальновидения
Высокочастотная закрытая телефонная связь
Подслушивающие устройства

Радиоуправляемые беспилотные летательные
аппараты
Что из себя представляет терменвокс настоящего?
Сегодня существует множество моделей терменвокса, производимых разными фирмами и мастерами.
«Классическая» модель терменвокса, с течением времени, безусловно, претерпела некоторые изменения.
Например, в терменвоксе системы Константина Ковальского (1890–1976) — первого исполнителя и ассистента Льва Термена — громкость звука регулируется педалью, высота зависит от динамики движений правой рукой, что было и в первоначальной модели инструмента, но, в это же время - левая рука управляет общими характеристиками звука при помощи кнопочного манипулятора. Исполнитель играет сидя.
Эта модель не получила столь широкого распространения, как классический терменвокс, тем не менее, традицию продолжили ученики и коллеги Ковальского —
Л. Д. Королев и З. А. Дугина-Раневская, создавшие в Москве свою школу.
Конструктор Лев Королев в течение многих лет развивал и совершенствовал терменвоксы этой системы. Им же был создан инструмент «тершумфон», звук которого представлял собой узкополосный шум, с ярко выраженной звуковысотностью.
«Домашний» терменвокс, возможно ли это?
Несмотря на это, идея Муга все-таки была реализована - сегодня выпускаются несложные наборы и даже детские терменвоксы.
Правда, схемы таких терменвоксов несколько похожи на инструкции по сборке мебели, но предполагается, что с помощью несложных инструментов практически каждый сможет создать уменьшенную копию терменвокса у себя дома!
Сегодня особой популярностью пользуются разнообразные наборы для творчества и несложные конструкции-схемы для сборки своими руками.
В виде подобного конструктора «сделай сам» еще в 1953 году компания "R. A. Moog Co", основанная Робертом Мугом, пробовала выпускать и терменвоксы.
Но проект не был реализован вследствие того, что Клара Рокмор – единственный в своем роде виртуоз терменвокса, отказалась рекламировать инструменты Муга, не желая изменять любимому терменвоксу, построенному для нее лично Львом Терменом.
выход на наушники
фотоэлемент
динамик
регулировка громкости
__________
_________________________
_________________
_______
Хотите узнать об истории терменвоксов больше?
Фигура создателя терменвокса не менее удивительна, чем принцип его функционирования.
Галеев Б. М. Советский Фауст: Лев Термен, пионер электронного искусства. – Казанская гос. консерватория, 2010

Ковалева С. К. Лев Термен. Феномен XX века. Документальная повесть. – 2008

Ученые : [сборник]. -
Санкт-Петербург : Личности, 2017
Читайте о пионере электронной музыке в:
Смирнов А. Л. В поисках потерянного звука: экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины XX века. – Музей современного искусства «Гараж», 2020
Узнайте об этом здесь:
Проводились ли подобные эксперименты в музыкальной среде другими исследователями?
Термен Л.С. Физика и музыкальное искусство. - Москва : Знание, 1966

Электроника, музыка, свет : Материалы междунар. науч.-практ. конф., Казань, 10-14 дек. 1996 г. : (К 100-летию со дня рождения Л.С. Термена) / [Редкол.: Галеев Б.М. (отв. ред.) и др.]. - Казань : Фэн, 1996


Находят ли его мысли отражение в исследованиях настоящего?
Что говорил сам
Л. Термен о феномене звука?
Cоветуем обратиться к следующим источникам:
1
2
3

4
5

6
7
8
9
10
11
Первые отделения
в институте
Комната общежития
Обустройство лабораторий
Совет института (профессорско-преподавательский состав)
Первая Мировая война
Первый директор института А. Г. Гагарин
1930-е годы в институте
Великая Отечественная война
1950-1960-е годы в институте
Стройотряды
Атомный проект
Терменвокс
Больше по теме вы можете узнать на экспозиции музея:
Авторы
Текст:
Дизайн:
Дарья Ефремова
Софья Недбайлова
Софья Недбайлова